Оставьте заявку!
Заполните контактные данные, мы свяжемся с вами, обсудим ваш проект и задачи.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Разработка

MVP интернет-магазина: как запустить e-commerce проект быстро и с минимальными рисками

Максим Жуков
Сооснователь ecommerce-агентства KISLOROD
Максим Жуков
Если вы планируете запустить интернет-магазин, то скорее всего хотите выйти на рынок быстро и по возможности нивелировать риски. В этом случае целесообразно разработать минимально жизнеспособный продукт (MVP), а затем постепенно совершенствовать его. Расскажем, что даст создание MVP, из каких этапов состоит его разработка, как избежать классических ошибок новичков.

Определение MVP

Термин MVP (Minimum Viable Product или минимально жизнеспособный продукт) предложил Фрэнк Робинсон. Под MVP он понимал результат одновременной разработки продукта и исследование реакции пользователей на него. MVP — версия интернет-магазина с базовым набором функционала, которая дает возможность собрать максимум сведений о клиентском опыте при минимальных вложениях.
Интерактивный прототип MVP интернет-магазина
MVP — это не конечная версия интернет-магазина. После его запуска сразу можно дорабатывать проект, внедряя новый функционал с опорой на поведение и потребности посетителей.
MVP продукта иногда путают с доказательством правильности концепции (PoC — proof of concept). Последнее — это еще не продукт, а подход к определению объема работы, вариантов разработки и выявления ошибок с опорой на теоретические исследования интереса рынка к продукту. Реализованное оптимальным образом PoC может лечь в основу MVP сайта.

Что даст создание MVP

Разработка MVP позволяет:
  • определить необходимую функциональность интернет-магазина, чтобы эффективно расходовать время на разработку;
  • сократить стоимость создания интернет-магазина за счет внедрения только важных функций;
  • оперативно запустить проект и начать получать прибыль;
  • в минимальные сроки и с минимальными усилиями убедиться в востребованности функционала, а значит, снизить риск зря потратить бюджет;
  • понять потенциальную окупаемость и привлечь инвесторов для развития проекта;
  • быстро выявлять и устранять ошибки;
  • скорректировать бизнес-модель и на основе фактов создать дорожную карту доработок для полноценной версии интернет-магазина.

Что важно понимать на старте

Клиенты часто обращаются к нам или приглашают в тендер без предварительной подготовки. В отдельных случаях предоставляют условные требования к проекту — перечислены только основные разделы будущего сайта без учета специфики проекта и задач, которые ставит перед сайтом бизнес
При таком подходе у всех подрядчиков в тендере нет единого понимания фронта работ. Следовательно, каждый заложит в смету абсолютно разную глубину понимания функциональности проекта. А значит, неприятные сюрпризы в процессе — недопонимание, увеличение стоимости и сроков после подготовки прототипа и ТЗ, разработка «лишнего» функционала — практически гарантированы.
Мнительные клиенты, боясь что-то упустить, просят внедрить практически весь возможный функционал — также без привязки к специфике будущего интернет-магазина. Им трудно понять, что важно реализовать сразу, а что может подождать. Ведь они опираются на опыт конкурентов и гигантов e-commerce, на сайтах которых уже реализован обширный функционал. Кажется, что без всего этого не обойтись.
Но разработка такого интернет-магазина стоит немалых денег и занимает массу времени. Риски при этом подходе высоки — не факт, что сложный функционал необходим покупателям на начальных этапах. Если всё-таки удастся согласовать бюджет внутри компании, проект может сильно затянуться — ведь чем больше внедряется функций, тем больше требуется ресурсов на его реализацию и отладку.
При быстрой разработке интернет-магазина в рамках MVP важно определить необходимый минимум функциональности и после запуска собрать информацию о пользовательском опыте.
Помните, что ваша цель — как можно быстрее окупить вложенные инвестиции, а это можно сделать только на основе данных качественных и количественных исследований.

Как подходить к созданию MVP

Прежде, чем прийти к разработчику, рекомендуем провести предпроектный анализ. При наличии компетенций в этой области его можно провести собственными силами, при ее отсутствии — обратившись к нам.
В рамках предпроектной аналитики мы проводим конкурентный анализ, глубинные интервью или Customer Development, создаем структуру сайта на базе поискового спроса.
Многие разработчики и клиенты относятся к предпроектному анализу формально или пропускают его. Это ошибка. Предпроектный анализ — фундаментальный этап разработки. Он определяет, какой функционал действительно необходим в конкретном интернет-магазине. На основании этого составляется детальное функциональное задание, в котором расписаны основные роли и сценарии как посетителей сайта, так и команды интернет-магазина. С функциональным заданием можно объявить тендер и получить максимально приближенную к окончательной предварительную смету от всех подрядчиков.
После того как вы получите смету на разработку и выберете подрядчика, придет время расставлять приоритеты.

Какой функционал необходим на этапе создания MVP

Отдайте предпочтение функциям, которые непосредственно связаны с целями бизнеса. В минимально жизнеспособном продукте должно быть только то, что помогает покупателям покупать, а владельцам продавать.

Базовые сценарии и функционал интернет-магазина

Покупатель должен иметь возможность:
  • выбирать и сравнивать товары;
  • добавлять товары в корзину;
  • узнавать условия оплаты, доставки, возврата;
  • оформлять и оплачивать заказы;
  • видеть список заказов и отслеживать их статусы;
  • узнавать об акциях.
Для этого понадобятся:
  • каталог;
  • фильтрация и сортировка;
  • карточки товаров с качественными изображениями и полной информацией;
  • корзина;
  • сервисные страницы,;
  • личный кабинет;
  • страницы о компании и контакты.
Команда интернет-магазина должна иметь возможность:
  • выгружать данные о товарах в каталог;
  • получать заказы и оплату;
  • управлять статусами заказов;
  • развивать магазин с помощью маркетинговых инструментов, анализировать эффективность продвижения.
Для этого понадобятся:
  • панель администратора сайта для управления контентом и заказами;
  • интеграция с ERP;
  • онлайн-касса;
  • эквайринг;
  • системы веб-аналитики.

Учет специфики интернет-магазина

В зависимости от специфики бизнеса, часть функциональных элементов может быть неактуальна. Или напротив — может понадобиться дополнительный функционал.
Так, например, личный кабинет на старте не нужен, если покупки будут совершаться раз в несколько лет. Люди редко покупают ковры, матрасы, мебель и другие подобные товары. При этом разработка личного кабинета занимает примерно от 80 часов, а это — 145 000 рублей. Эти средства на старте лучше инвестировать в трафик.
Примеры необходимости разработки дополнительного функционала:
  • для ниши DIY (товары для строительства и ремонта) важно сразу реализовать расчет стоимости подъема товара на этаж в чекауте;
  • при продаже однотипных товаров, отличающихся только длиной, цветом или другим параметром, нужно реализовать торговые предложения в карточке товара.

Этапы разработки MVP

В разработку MVP магазина в нашем агентстве входит прототипирование; написание технического задания (ТЗ); интеграция с ERP и сервисами; дизайн под смартфон, планшет и десктоп; верстка и программная сборка; базовая SEO-оптимизация.
Разберём каждый из них тезисно, а если вам потребуется более развёрнутое описание этапа, перейдите по предложенной ссылке.

Прототипирование

После определения базового функционала, необходимо спроектировать интерфейс страниц и пользовательские сценарии.
Это лучше сделать в интерактивном прототипе — по сравнению с графическими редакторами, в нем легче вносить правки и меньше риск не проработать интерфейс в погоне за красотой. Так вы минимизируете проблемы с UX в будущем.
Интерактивный прототип MVP интернет-магазина
Интерактивный прототип интернет-магазина

Написание технического задания (ТЗ)

В ТЗ мы описываем требования к дизайну, программной и серверной части сайта, особенности интеграций с ERP и сервисами. Это позволяет утвердить общее понимание требований к конечному продукту и подготовить фиксированную смету, точно определив стоимость создания интернет-магазина, а также сроки его реализации.
Фрагмент сметы MVP интернет-магазина
Фрагмент сметы MVP

Интеграция с ERP и сервисами

Мы работаем только с 1С-Битрикс. Для этой CMS разработаны готовые модули для штатного обмена с 1С и сервисами — исходя из требований в ТЗ выполняем штатную или нештатную интеграцию. Подключаем платёжные сервисы и службы доставки.

Дизайн под смартфон, планшет и десктоп

На этом этапе на основании прототипов страниц создаются макеты — для десктопа, смартфона и планшета. Перед отрисовкой дизайна мы подбираем примеры дизайн-концепций схожих по специфике проектов и обсуждаем их с клиентом. Так мы добиваемся компромисса между современными трендами в дизайне и видением клиента. А предпроектный анализ и наши внутренние стандарты в разработке интерфейсов отстаивают интересы пользователей.

Вёрстка и программная сборка

Когда болит сердце, идут к кардиологу, а не к терапевту. Логично, что чем уже специализация агентства, тем выше его экспертность в выбранном направлении.
Но почему-то когда нужно разработать интернет-магазин, многие выбирают «универсального» подрядчика, который создает сайты на разных CMS. И это существенно повышает вероятность получить «кривую» сборку, из-за которой функциональное развитие интернет-магазина будет стоить значительно дороже. Так происходит, когда программисты, участвующие в разработке, не следуют стандартам разработки на Битрикс, а городят свои «костыли».
Поэтому если вы решили разрабатывать интернет-магазин на Битрикс, обращайтесь к тем, кто на этой платформе «собаку съел», запустил и поддерживает ни один интернет-магазин.
Также важно понимать, что на этапе вёрстки и программной сборки необходимо проводить тестирование. У нас вёрстка проверяется специалистом по качеству и дизайнером на соответствие дизайн-макетам, тестируется на разных разрешениях, согласно ТЗ. После сборки проводится функциональное тестирование интернет-магазина.

Базовая SEO-оптимизация

Даже молодой интернет-магазин может получать трафик, если произвести гигиенический минимум базовой SEO-оптимизации на этапе разработки. Это позволит ресурсу сразу заслужить хорошую оценку поисковиков.
Не все подрядчики придерживаются общих правил и принципов разработки, чтобы уже на старте проекта получить жёлтую и зелёную зону в сервисе Google PageSpeed. При этом оптимальная скорость работы ресурса на мобильных устройствах — одно из требований поисковиков к сайтам. Если уделить этому внимание позже, это будет стоить гораздо дороже, нежели учесть нюанс во время разработки интернет-магазина.

Вместо заключения: как разработать и запустить MVP продукта без ошибок

Обобщим типовые ошибки при разработке и запуске минимально жизнеспособного продукта MVP:
1. Стремление сделать идеально
Смысл разработки MVP в обратном — разработать интернет-магазин с базовой функциональностью, быстро запустить его, а потом дорабатывать. Желание достичь идеала сразу только увеличит сроки разработки, причем до бесконечности — всегда есть что улучшать. Но лучше оптимизировать те моменты, которые важны для посетителей. А выяснить, что именно важно, можно только после запуска и сбора обратной связи в рамках UX-исследований.
2. MVP не соответствует потребностям покупателей
Такая ситуация возможна, если вы недостаточно изучили потребности целевой аудитории при предпроектном анализе или разработали «оригинальный» функционал, который не соответствует привычным ожиданиям пользователей. Главная задача интернет-магазина — продавать, поэтому решения должны быть простыми, удобными и привычными.
3. Отсутствие работы с обратной связью после запуска
После запуска все только начинается — важно собирать обратную связь от посетителей и анализировать ее. На основании этого вы сможете решить, какие изменения внедрять на сайте в первую очередь.
4. Отсутствие стратегии развития или бюджета
Важно заранее представлять, как вы будете продвигать интернет-магазин и бренд. Просто запустить MVP и ждать потока клиентов — не вариант. Без стратегии развития и инвестиций не обойтись. Разработка MVP окупит себя только в том случае, если владелец интернет-магазина настроен заниматься проектом долго и всерьез.
Получайте полезный контент от KISLOROD в любой из мессенджеров
При переходе в одну из указанных социальных сетей, вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Спасибо, что дочитали до конца.
Если информация была полезна, поделитесь статьёй. Вам не сложно, нам приятно ;)

Рекомендованные статьи