аналитика

Системный подход к анализу конкурентов в online на примере готовых отчётов для рынка DIY, e-grocery, fashion и электроники

Максим Жуков
Сооснователь ecommerce-агентства KISLOROD
В условиях постоянного роста рынка электронной коммерции, анализ конкурентов — приоритетная задача нового игрока. Нужно изучить позиционирование, цены, ассортимент, сервис, рекламный бюджет, инструменты продвижения и продаж конкурентов, найти слабые и сильные стороны функционала их сайтов. Это поможет сформировать УТП, отстроиться, сконцентрироваться на выгодных источниках трафика и удачных конкурентных запросах, определить стратегию развития проекта. Есть лишь один нюанс.
Парсинг ТОПа выдачи - KISLOROD
Содержание

Анализ конкурентов нужно делать системно и регулярно

Обычно разработчики проводят конкурентный анализ как попало:

  • вместо реальных конкурентов изучают тех, на которых указал заказчик;
    анализируют первые попавшиеся сайты с привлекательным интерфейсом;
  • сравнивают поведенческие характеристики и интерфейс сайтов не в разрезе всех конкурентов.

Риск ошибиться при таком подходе высок, а ценность анализа стремится к нулю. Создать конкурентоспособный интернет-магазин в условиях, когда от площадки конкурента покупателя отделяет клик, при хаотичном подходе невозможно.

Мы в e-сommerce agency KISLOROD занимаемся разработкой, развитием и обслуживанием сайтов на Битрикс. На этапе предпроектного анализа изучаем конкурентов клиента, используя собственный системный подход.

Хорошая новость для владельцев интернет-магазинов

Мы проанализировали лидеров в четырех сегментах по нашей методике и сформировали подробные отчеты. Вы можете бесплатно скачать их здесь.
Если вы развиваетесь в тех же сегментах рынка, то узнаете свои слабые места и зоны роста. Вы также заметите ошибки, которые есть даже у лидеров, и используете эти знания на пользу проекту.

Ниже о том, как сделать такой анализ самостоятельно.
Отправьте заявку на юзабилити-аудит сайта прямо сейчас и увеличьте конверсию минимум на 20%! Найдём точки роста конверсии и выявим барьеры на пути пользователей сайта.

Этапы системного конкурентного анализа

Поиск конкурентов

Мы действуем по такому алгоритму:

  1. Находим прямых конкурентов по высокочастотным коммерческим запросам в поисковых системах.
  2. Парсим ТОП выдачи по каждому запросу. Для этого используем браузерный плагин RDS bar, одновременно нажав CTR+Shift+Y.
Парсинг ТОПа выдачи - KISLOROD
Парсинг ТОПа выдачи
3. Загружаем базу в десктопный RDS bar и выгружаем в Excel. Перед выгрузкой сортируем список по трафику — в порядке убывания.
Выгрузка базы в Excel - KISLOROD
Выгрузка базы в Excel
4. Чистим нецелевых конкурентов.
База после удаления нецелевых конкурентов - KISLOROD
База после удаления нецелевых конкурентов
5. Из оставшихся отбираем сайты, которые быстро вышли в ТОП, с хорошими показателями — высоким уровнем трафика из поиска и соцсетей, продолжительным пребыванием на сайте, низким показателем отказов.

Анализ каналов привлечения трафика

Чтобы понять, какие каналы приносят клиентов конкурентам, нужно выяснить, откуда они получают трафик. Для этого мы используем сервис similarweb.com. Он помогает узнать, с каких ресурсов и социальных сетей переходят на сайт, какие рекламные сети используются. Для базовой информации хватает и бесплатного функционала.

Для сбора поисковых фраз и мы пользуемся сервисом serpstat.com. В отчетах мы использовали его для сравнения доменов (Яндекс MSK) и выявления страниц-лидеров по количеству ключевых фраз, для анализа обратных ссылок сайтов-конкурентов.

Платный сервис spywords.ru позволяет изучить тексты контекстных объявлений конкурентов, узнать их запросы и позиции в поисковых системах, бюджет на контекстную рекламу, скорость роста в позициях поиска, упущенные вами эффективные ключевые слова.

Что дает такой анализ

Если на товары уже есть спрос, то в основном трафик идет из поиска. Если спрос пока не сформирован — из соцсетей. Мы выбираем сайты с лучшими поведенческими характеристиками и разными каналами трафика. Затем анализируем, благодаря чему достигнуты такие характеристики, и как использовать это понимание для развития проекта.
Анализ каналов трафика - KISLOROD
Анализ каналов трафика
Если у конкурента высокий процент трафика из соцсетей, и этот трафик качественный (высокая конверсия, низкий показатель отказов), мы ищем функционал, грамотно взаимодействующий с таким трафиком. Например, упрощенную авторизацию через соцсети, интеграцию с лентой Instagram, возможность получить скидку за расшаривание товара в соцсети и т.д.

Если качественный трафик идет из поиска, обращаем внимание на каталог, вложенность и фильтры генерации уникальных страниц под НЧ-запросы.

Если высока доля мобильного трафика, мы анализируем интерфейс адаптивной версии для смартфона.

Лучшие подсмотренные решения рекомендуем к внедрению клиентам.

Анализ сайтов конкурентов

Мы разработали таблицу, в которой фиксируем все, что касается позиционирования конкурентов и функционала их сайтов.

Мы анализируем интерфейс, тексты, инфографику, промо-блоки, функционал сайта и заносим каждый выявленный параметр в таблицу. А еще проверяем, как с этим обстоит дело у остальных конкурентов.
Анализ сайтов конкурентов - KISLOROD
Анализ сайтов конкурентов

Какие нюансы отмечаем в первую очередь

Отправьте заявку на юзабилити-аудит сайта прямо сейчас и увеличьте конверсию минимум на 20%! Найдём точки роста конверсии и выявим барьеры на пути пользователей сайта.

Юзабилити-тестирование сайтов конкурентов

Юзабилити-тестирование помогает выявить скрытые намерения и пожелания посетителей магазина, проверить удобство пользовательских сценариев, найти огрехи интерфейса, оценить необходимость разработки дополнительного функционала.
Результаты юзабилити-тестирования - KISLOROD
Результаты юзабилити-тестирования
Мы подбираем группу из представителей целевой аудитории и просим изучить сайты конкурентов, выполнить действия, ответить на вопросы, касающиеся позиционирования и функционала.

Примеры типичных заданий:

  1. Найдите определенный товар на каждом сайте.
  2. Сделайте заказ и опишите, насколько это было легко.
  3. Определите, какой магазин вызывает доверие, а какой — нет, и почему.
  4. Обозначьте, какие офферы и выгоды цепляют, а какие — нет.
  5. Оцените, насколько полезен интерактивный функционал сайта.

Замечания и ответы респондентов мы систематизируем — вносим в таблицу или составляем графики, анализируем и оцениваем данные.
Все это ложится в основу ТЗ, каждый пункт которого — наличие определенного функционала, интерфейса, ключевого преимущества или сервиса — предложен не случайно, а на основании исследований.

Преимущества и недостатки нашего подхода

Анализ конкурентов и составление отчета требуют времени. У нас это занимает 25-40 часов. А еще эти действия нужно периодически повторять.

Зато системный анализ дает возможность:

  • минимизировать риски, научившись на чужих ошибках;
  • понять потребности целевой аудитории;
  • разработать сильное позиционирование;
  • перенять удачные решения и расставить приоритеты;
  • создать конкурентоспособное предложение и занять свою долю рынка;
  • спланировать стратегию развития интернет-магазина;
  • быстро вернуть инвестиции в разработку.
Мы убеждены, что осмысленный, системный и регулярный анализ конкурентов — обязательная составляющая успеха в e-commerce.

P.S. Напоминаем, что здесь вас ждут готовые отчеты о лидерах рынка в сфере DIY, продуктов питания, одежды и бытовой техники — забирайте и пользуйтесь.
Получайте полезный контент от KISLOROD в любой из мессенджеров
При переходе в одну из указанных социальных сетей, вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Спасибо, что дочитали до конца.
Если информация была полезна, поделитесь статьёй. Вам не сложно, нам приятно ;)

Рекомендованные статьи

Скачайте 17 точек роста и 100 + чекеров для роста конверсии и прибыли интернет-магазина
При переходе в одну из указанных социальных сетей, вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Мы проанализировали ведущие интернет-магазины, результаты исследований, свой опыт и собрали важные моменты в одно руководство. Делаем e-commerce лучше, поэтому не только пользуемся сами, но и делимся с вами.
Выберите удобный мессенджер и получите чек-лист прямо сейчас: