Оставьте заявку!
Заполните контактные данные, мы свяжемся с вами, обсудим ваш проект и задачи.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ

Как поэтапное тестирование уменьшает число ошибок, сокращая время запуска и отладки интернет-магазина

Максим Жуков
Сооснователь ecommerce-агентства KISLOROD
Тестирование — это набор действий, который позволяет подтвердить, что сайт выглядит и работает так, как планировалось. Если вы хотите выжимать максимум из интернет-магазина — без этого этапа не обойтись.

Тестирование заботится о:

  • юзабилити и конверсии — чтобы у клиента ничего не вызывало трудностей, и было удобно взаимодействовать с магазином, легко заполнять формы и делать заказы;
  • соответствии интернет-магазина требованиям и пожеланиям заказчика;
  • корректной работе в любых условиях (с разных устройств, операционных систем, браузеров).

Подходы к тестированию

В большинстве компаний тестирование производится однократно — после создания интернет-магазина. Обычно тестировщик фиксирует 200-300 ошибок, на исправление которых уходит масса времени и сил разработчиков.

Все это сказывается на сроках запуска проекта, а время, которое требуется на обнаружение ошибок и их устранение оттягивает запуск интернет-магазина, и тем самым увеличивает срок окупаемости затрат на разработку интернет-магазина.

Ведь ошибки в верстке или функционале негативно влияют на количество трафика с поиска и конверсию в заказы с любых рекламных каналов в принципе.

Если в агентстве нет такого процесса как тестирование, то искать ошибки приходиться заказчику, который тратит на это массу личного времени. Клиент в принципе не должен тестировать — для этого есть тестировщик. Каждый должен заниматься своим делом, тестировщик — тестированием, маркетолог — разработкой маркетинговой стратегии, а собственник бизнеса — его развитием.
В KISLOROD практикуют трёх этапное тестирование:
  1. Тестирование верстки
  2. Функциональное тестирование
  3. Финальное тестирование на сервере клиента

Наш подход позволяет в разы:

  • Уменьшить количество ошибок
  • Сократить время разработки
  • Снизить издержки клиента на выходе
  • Повысить качество продукта

Как мы этого достигаем

Ошибки могут возникать на самых ранних стадиях. Одна из типичных ошибок — отсутствие функционала или элементов в интерфейсе (упущение проектировщика и клиента). Исправлять такие ошибки лучше сразу — на этапе прототипа, а не когда дело дойдет до разработки, когда фактически дизайн уже готов.

Это снижает риск возникновения такой ошибки, которая повлечет существенные издержки. Более того, фундаментальные ошибки исправить после сборки возможно только в ущерб качеству (агентство будет заинтересовано устранить баг наименьшими трудозатратами) или за исправление багов заказчик заплатит уже после того, как агентство сдаст проект.

Еще одна особенность нашего производственного процесса — верстка, сборка модулей и элементов сайта выполняется параллельно. В итоге, клиент получает на проверку не готовый продукт, а по частям — протестированные модули. Поиск ошибок, если он хочет лично убедиться в их отсутствии, для него также становится более легким и результативным. Слона проще съесть по частям.

Особое внимание мы уделяем формам, как ключевым элементам интернет-магазина. Для каждого проекта разрабатываем шаблоны форм, одинаковые для всех устройств — по собственному стандарту разработки. Наш стандарт разработки веб-форм призван создавать максимально простые и понятные формы, которые будут работать на конверсию.

Тестировщики в KISLOROD не только тестируют, но и:

  • Предвидят потенциально слабые места. Знают, как они могут повлиять на проект и как их быстро устранить.
  • Не только находят ошибки, но и генерируют идеи, которые наталкивают разработчиков на более изящные, компромиссные решения. С минимумом трудозатрат.
А теперь подробнее о каждом этапе тестирования.

Тестирование прототипа

На этом этапе тестировщик знакомится с проектом, прототипом, ТЗ. Проверяет прототип на корректность, соответствие внутреннему чек-листу и требованиям проекта. Составляет баг-репорты и ставит задачи по их устранению. Генерирует идеи.

После устранения ошибок, прототип отправляется на отрисовку дизайна.

Тестирование верстки или фронтенд-тестирование

Тестировщик вычитывает в ТЗ всё, что касается верстки, отмечает нестандартные моменты, на которые обращает особое внимание.

Проверяет верстку по чек-листу на корректность, валидность, адаптивность, кроссбраузерность.

При наличии живых устройств, указанных в ТЗ, тестирует верстку на самых популярных (на основе последней статистики). При отсутствии устройств — с помощью сервиса Browserstack.

Чтобы выявить максимум багов (ошибок) верстки за минимальное количество времени, тестировщик использует общую таблицу комбинаций устройств, браузеров и разрешений экранов.
Согласно нашим регламентам, программист демонстрирует результаты в одной из комбинаций "устройство\браузер\разрешение", а тестирование осуществляется во всех комбинациях.

После исправления ошибок, проект передается на сборку разработчику.

Функциональное тестирование

На этом этапе идет тесная работа с ТЗ и прототипом — тестировщик оценивает, что требовалось и что получилось. Оценивает корректность работы всех функциональных элементов.

С этой целью используются тест-кейсы для каждого функционала сайта. Тест-кейс — это набор действий человека с системой, направленный на получение результата.

Выявленные ошибки фиксируются в баг-листе в виде баг-репортов, и затем исправляются.

Что такое баг-репорты и зачем они нужны?

У нас есть собственная разработка для работы с ошибками, которую мы постоянно совершенствуем — Bitrix24 Buglist. Это табличные баг-листы для пользователей нашего внутреннего корпоративного портала Битрикс24.

Каждому проекту соответствует лист с баг-репортами. Баг-репорт — описание найденного бага (дата обнаружения, автор бага, исполнитель, шаги для воспроизведения, фактический результат, статус, приоритет и др.)
К баг-листам имеют доступ аккаунт-менеджеры, разработчики, тестировщики и некоторые клиенты. Такая систематизация позволяет расставить приоритеты, быстро исправить ошибки, оценить общее состояние проекта.

Финальное тестирование на сервере клиента

Следующий этап — тестирование на сервере клиента. Тестировщик смотрит на работу всего в сборе, используя чек-лист по запуску в эксплуатацию. Проверяет функционал сайта, все текущие интеграции с 1С и сторонними сервисами — конкретно в том серверном окружении, в котором он будет функционировать.

Тестировщик составляет баг-репорты, по которым исправляются ошибки.

Ключевые мысли

  1. Мы заинтересованы, чтобы клиент получил комфортный и понятный для пользователя интернет-магазин, приносящий прибыль.

  2. Для этого разработали поэтапное тестирование и наладили процесс работы с багами.

  3. В результате — меньше ошибок на выходе, меньше времени на разработку, клиент быстрее добивается поставленных перед проектом целей.

  4. Клиент в принципе не должен тестировать — для этого есть тестировщик. Каждый должен заниматься своим делом.

  5. Мы разработали внутренние регламенты и чек-листы, позволяющие эффективно выявлять баги даже в самых неочевидных местах.
Спасибо, что дочитали до конца.
Если информация была полезна, поделитесь статьёй. Вам не сложно, нам приятно ;)

Рекомендованные статьи