Аналитика

Как UX-дизайн помогает получить преимущество в бизнесе

Максим Жуков
Сооснователь ecommerce-агентства KISLOROD
Максим Жуков
Если хотите создать успешный e-commerce проект или увеличить конверсию существующего интернет-магазина, — поставьте себя на место потенциального покупателя. Сбор, анализ и правильное использование данных — ключ к разработке хорошего пользовательского интерфейса.
Как UX-дизайн помогает получить преимущество в бизнесе | KISLOROD
Что такое UX-дизайн? В дословном переводе с английского User Experience Design — это «дизайн взаимодействия с пользователем», по смыслу же это процесс определения опыта, который получит пользователь при работе с сайтом, мобильным приложением или программным продуктом.
Смежное понятие — дизайн UI, User Interface Design. Переводится как дизайн пользовательского интерфейса, то есть разработка всех элементов, с которыми столкнется пользователь и получит какой-то опыт.
UX и UI используются на этапе проектирования для создания прототипов, на которых можно заранее найти и исправить ошибки, и повысить эффективность будущего дизайна.

В чем ценность UX-дизайна для бизнеса?

Нередко удобный пользовательский интерфейс принято рассматривать как приятную особенность, а не необходимость. Часто среди компаний нет понимания, что UX-дизайн в первую очередь нужен самому бизнесу.
Международное консалтинговое агентство McKinsey отслеживало практику проектирования в 300 компаниях в 3 отраслях: медицине, потребительских товарах и розничном банкинге в течение 5 лет, и выявило закономерность между качеством дизайна и прибылью.
Компании, которые преуспевают в дизайне, увеличивают доходы и доходность акционеров почти в два раза быстрее, чем их коллеги по отрасли. Однако до сих пор около половины компаний не понимают ценности дизайна и его влияния на продукт и бизнес.
В чем ценность UX-дизайна для бизнеса? | KISLOROD
Показатели лидеров отрасли в сравнении с остальными компаниями
В еще одном исследовании агентство McKinsey выяснило, сколько компаний не опирается на UX-дизайн при проектировании продуктов — больше 50% участников не смогли объективно оценить свою проектную деятельность, а 40% вообще не собирают обратную связь от пользователей.
Данные исследования McKinsey | KISLOROD
Данные исследования McKinsey
Однако все большее число компаний начинает осознавать важность веб-дизайна и проектирования. Они создают отличные пользовательские интерфейсы, потому что ставят интересы пользователя на первое место и это дает им определенные преимущества.

Бонусы для бизнеса

Вот что получают компании, которые ориентируются на пользователей:
1. Создают востребованный продукт.
Компании не пытаются навязать свое видение, а отталкиваются от потребностей и ожиданий пользователя, что автоматически делает продукт нужным и полезным. Это значит, что у их площадок будет выше конверсия и ниже показатели оттока клиентов, а лояльность клиентов будет только расти.
2. Принимают обоснованные бизнес-решения.
У каждой компании есть собственное мнение о том, что нужно покупателям. Но любая гипотеза должна быть подтверждена исследованиями: опросами пользователей, аналитикой и поведенческим анализом. Это позволит предвосхищать желания пользователей, а значит, получать весомое конкурентное преимущество.
Как же разработать хороший UX-дизайн сайта? Начнем с возможных ошибок.

Ловушка ложного консенсуса

Некоторые разработчики считают, что они сразу знают, что нужно и чего хотят их пользователи. Излишне говорить, что такой образ мышления обычно приводит к неправильным проектным решениям.
Эффект ложного консенсуса — это склонность думать, что все остальные люди думают так же, как и вы.
Это взаимосвязь, которая не подтверждена данными и статистикой. Такое заблуждение затрагивает группу людей или отдельных личностей, которые полагают, что их мнение значительно более распространено, чем есть на самом деле.
Отсюда возникает иллюзия консенсуса — то есть людям кажется, что их мнение верно, и поддерживается большинством. Этот тип когнитивной предвзятости может оказать серьезное негативное влияние на результат.
Якоб Нильсен резюмировал риск такого подхода:
«Один из самых трудных уроков юзабилити заключается в том, что вы не пользователь»
— Якоб Нильсен
«Один из самых трудных уроков юзабилити заключается в том, что вы не пользователь». Якоб Нильсен
Поэтому, если у вас есть гипотеза — она должна быть подтверждена данными.
Например, в одной из прошлых статей мы писали о том, что не стоит полагаться на лучшие практики, когда пытаешься решить задачу в области проектирования UX веб-дизайна сайта.
Как же найти верное решение? Использовать данные.
Отправьте заявку на юзабилити-аудит сайта прямо сейчас и увеличьте конверсию минимум на 20%! Найдём точки роста конверсии и выявим барьеры на пути пользователей сайта.

Дизайн на основе данных

Data-Driven Design — это проектирование продукта на основе данных: исследований, тестов, проверки гипотез и больших данных.
То есть проект создается на основе исследований и тестов, а не на базе догадок или личного вкуса. Это юзерцентричный подход — потребности и удобство пользователя здесь ставятся на первое место.
Дизайн на основе данных закрывает недостатки традиционного подхода к как на стороне подрядчика, так и на стороне заказчика.
Вот преимущества UX-проектирования дизайна.
Дизайн на основе данных — это постоянная петля улучшений: сбор данных, исследования, тесты и проверка результатов.

Нюансы

Важно понимать, что:
1. Это не просто сбор, как можно большего количества разных данных.
Необходимы данные, которые помогут получить представление о поведении пользователей, благодаря чему вы сможете улучшить свой продукт.
2. Чтобы получить статистически значимый результат, необходимы достаточные объемы данных.
Этот метод может не подойти для малых предприятий и стартапов просто потому, что у них будет недостаточно данных.
3. Важно не переборщить с подходом, основанным на данных.
Данные это важно, но не стоит зацикливаться на них. Помимо метрик, также важно, что пользователь чувствует, когда пользуется сайтом.
Негативный пример
Некоторые компании пытаются чрезмерно оптимизировать простые решения, что часто приводит к разочарованию в дизайне, а не к хорошему пользовательскому опыту.
Самый яркий пример — тестирование Google 41 оттенка синего, когда в поисковой выдаче тестировали разные оттенки цвета ссылок.
Эта проблема породила новый подход — Data Informed Design, дизайн, который учитывает данные.
Разница между Data-driven и Data Informed Design/ Изображение от techsauce
Разница между Data-driven и Data Informed Design/ Изображение от techsauce.
Здесь разработчики также опираются на данные, но принимают во внимание контекст и опыт дизайнера, а также эмоции и впечатления пользователя. То есть используют не только количественные, но и качественные данные, которые рассказывают о поведении пользователей.

Где взять данные

UX-исследования позволят изучить потребности и опыт пользователей, чтобы создать продукт, который ориентирован на целевого покупателя.
С помощью исследований можно:
  • понять паттерны поведения и психологию покупателя;
  • подтвердить или опровергнуть предположения о потребностях целевой аудитории;
  • не допустить ошибок или исправить их на этапе проектирования, когда это проще и дешевле;
  • обеспечить быстрое достижение целей пользователя на сайте.
В итоге возможно создать продукт, который будет нравиться, потому что он полезен и удобен, а значит — повысит лояльность пользователей и стимулирует покупки.
Существует 28 методов UX-исследований для e-commerce, но сейчас не будем рассматривать каждый, а расскажем о четырех основных типах исследований.

Отзывы пользователей и клиентов

Это информация, которую вы можете получить от клиентов и пользователей напрямую, опрашивая их. Ответы пользователей демонстрируют мнения и реакцию людей. Это позволит вам понять действия пользователей, повысить удобство использования, конверсию и продажи.
Варианты:
  1. Опросы на сайте.
  2. Виджеты обратной связи.
  3. Специальные страницы отзывов.
  4. Опросы по электронной почте.
  5. Онлайн-опросы на других площадках.
  6. Интервью с пользователями.
Самый быстрый способ — это опросы, которые размещаются на одной или нескольких страницах сайта. После совершения определенных действий пользователю предлагается описать его опыт и дать оценку.

Тестирование юзабилити

Это тестирование удобства использования сайта, способ оценки функциональности с помощью наблюдения за реальными посетителями в момент, когда они пользуются ресурсом.
Юзабилити тестирование — это ключевой метод анализа пользовательского интерфейса, который помогает найти препятствия на пути к конверсии и продажам. Он помогает выявить технические сбои, некорректные формулировки, которые путают пользователей, недоработки в дизайне и ошибки.
Существует множество методов ux-тестирования юзабилити, начиная от немодерируемых методов и заканчивая тестированием юзабилити с модераторами и участниками. Это обширная тема, если хотите изучить ее подробнее, то можете прочитать нашу статью «Немодерируемое и модерируемое юзабилити-тестирование».
Если хотите провести тест самостоятельно, то можно начать с анализа записи сеансов — это простое немодерируемое исследование, которое позволит понять, как клиенты взаимодействуют с сайтом и с какими препятствиями сталкиваются.

Исследование целевой аудитории

В исследовании целевой аудитории мы опираемся только на данные.
Вся ЦА состоит из сегментов, то есть групп пользователей, которые имеют сходные социально-демографические характеристики. Наша цель — найти и типизировать эти сегменты.
А чтобы они были более релевантны, мы проводим широкий круг исследований:
  1. Собираем список лучших игроков на рынке в нашей нише.
  2. Анализируем срезы их аудиторий с помощью similarweb.com.
  3. Проводим интервью со стейкхолдерами, чтобы понять, кто их конечная ЦА.
  4. Выделяем и описываем ключевые сегменты ЦА.
Такой подход позволяет опираться не на догадки и предположения, а на реальные данные по определенной категории. А когда у нас уже есть данные о сегментах ЦА, мы собираем информацию об их поведении, то есть проводим качественные исследования.

Поведенческая аналитика

Это набор методов, которые используются, чтобы лучше понимать состояние на рынке и ожидания потенциальных клиентов. Сюда относятся опросы, фокус-группы, интервью один на один и наблюдение за клиентами.
Этапы исследований:
  1. Определение ключевых сегментов ЦА.
  2. Наблюдение за пользователями, когда они взаимодействуют с сайтом, например, при помощи записи сеансов.
  3. Проведение информационных интервью, чтобы узнать мнения пользователей, их мотивы и сценарии взаимодействия. То есть ответить на вопросы, что делают ваши пользователи на сайте, как и почему.
  4. Анализ полученных данных, составление пользовательских сценариев и карты путей клиентов.
Аналитика поведения пользователей позволит получить вам инсайты — идеи о том, как можно улучшить пользовательский опыт. После того как собраны идеи, мы снова проводим исследования — проверяем продуктовые гипотезы.
Как искать идеи, отбирать и проверять их, мы писали в статье о тестировании продуктовых гипотез.

Пример из практики

Работали с интернет-магазином ковров, проводили для них исследования и веб-аналитику. На сайте магазина был подключен сторонний сервис онлайн-примерки ковров в интерьере. И у клиента были сомнения по поводу полезности данного сервиса.
Для начала обратились к количественным данным — Google Analytics, который показал, что:
  • за месяц обратилось к карточкам товаров 162 701 человек;
  • онлайн-примеркой воспользовались лишь 516 пользователей, то есть всего 0,3%.
На первый взгляд, сервис бесполезен. Однако, когда мы углубились в статистику от сервиса, то выяснили, что среди тех, кто использовал онлайн-примерку — конверсия была выше средней в 11 раз.
Статистика сервиса | KISLOROD
Статистика сервиса
Чтобы подтвердить или опровергнуть полученные данные, провели опрос среди пользователей — необходим ли им такой сервис. Большая часть респондентов — 86%, ответили, что считают его полезным и нужным, и лишь 16% ответили отрицательно.
Результаты опроса | KISLOROD
Результаты опроса
Следующим шагом сравнили интернет-магазин заказчика с сайтами конкурентов.
И вот как онлайн-примерка была реализована у других игроков отрасли:
  • яркая кнопка с ховером, а у нашего клиента — просто надпись;
  • простой и понятный call-to-action, а у нашего заказчика — фраза из трех слов;
  • блок располагается сразу под изображением товара или над ним, а у нашего клиента — в коммерческом блоке с ценами.
Пример решений конкурентов | KISLOROD
Пример решений конкурентов
Стало понятно, почему так мало посетителей пользовалось сервисом, — они просто его не замечали.

Подводя итог

Дизайн — часть процесса изучения и точного определения требований для создания решений и продуктов, которые понравятся конечным пользователям.
  1. Сопереживание пользовательскому опыту — это первый шаг к его улучшению.
  2. Данные, которые вы собираете в процессе анализа пользователей, помогут лучше узнать и понять пользователей, чтобы затем повысить качество сайта.
  3. Проектные решения принимаются на основе данных, но их нужно проверять, тестируя на пользователях и получая от них обратную связь.
KISLOROD специализируется на росте и развитии e-com проектов, и если у вас есть амбициозные и сложные цели — мы всегда готовы помочь: предоставить продуктовую команду роста, внедрить CRO, провести исследования и эксперименты.
Расскажите нам о своих задачах.
Получайте полезный контент от KISLOROD в любой из мессенджеров
При переходе в одну из указанных социальных сетей, вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Спасибо, что дочитали до конца.
Если информация была полезна, поделитесь статьёй. Вам не сложно, нам приятно ;)

Рекомендованные статьи

Скачайте 17 точек роста и 100 + чекеров для роста конверсии и прибыли интернет-магазина
При переходе в одну из указанных социальных сетей, вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Мы проанализировали ведущие интернет-магазины, результаты исследований, свой опыт и собрали важные моменты в одно руководство. Делаем e-commerce лучше, поэтому не только пользуемся сами, но и делимся с вами.
Выберите удобный мессенджер и получите чек-лист прямо сейчас: